Проблемы астрономического образования
Автор: Алекс Моисеев - Хабаровский край
Сейчас модно говорить об образовании. Телевидение, радио и пресса буквально наводнены сообщениями о грядущем едином госэкзамене, проблеме выбора профессии и т.д. Однако за всеми этими бесспорно важными и нужными вопросами мы забываем о качестве и уровне того образования, которое получают в школе. А это не только важный, но и очень горячий, проблемный вопрос.
Говоря об эвристической роли образования в жизни каждого человека, мы всё чаще делаем акцент на то, что мы живём в ХХI веке, на то, что без образования никуда. При этом, произнося слово образование мы ведь имеем в виду образование всестороннее, причём не только институтское, то есть высшее, но и образование начальное и среднее, то есть школьное. Каждый из нас сейчас хочет получить образование, устроиться на хорошо оплачиваемую работу и т.д. Всё это верно и бесспорно правильно, но при всей правильности наших рассуждений мы подчас забываем, что хорошее образование это не только хорошая подготовка по специальности, но и глубокие, всесторонние знания об окружающем нас Мире. И в этом плане именно школа, именно школьное образование должно обеспечивать выпускников такими знаниями. Однако мы просто вынуждены использовать сослагательное наклонение. «Должна», но так ли это на самом деле. Это большой вопрос.
Конечно, нечего умалять об основополагающей роли школьного образования в жизни каждого человека, а в будущем и специалиста определённой, несомненно, нужной профессии.
В принципе, если подумать и спросить любого человека и даже (!) преподавателя, то окажется, что школа действительно даёт ту необходимую базу, которая должна быть у каждого выпускника (имеется в виду не только полного, на базе 11 классов, но и неполного на базе 9.) Конечно, сегодня проблем у среднего образования и помимо качества последнего хватает. Это и хроническое недофинансирование, маленькая зарплата, нехватка учебников, методической литературы, список можно продолжать до бесконечности. Что говорить о преподавании конкретных предметов, то оно вполне сносное, а если учитывать вводимый пока в качестве эксперимента (а затем и наверняка основной формой контроля знаний выпускников) единый государственный экзамен и углубленное, профильное изучение определённых дисциплин в некоторых школах, то может вовсе показаться, что школа действительно обеспечивает полным «боекомплектом» знаний. Но это отнюдь не так.
А дело всё в том, что мы (социум) забываем о таком важном предмете, как астрономия. Некоторые вообще смутно себе представляют что это такое! «Ну, астрономия» – машут рукой одиннадцатиклассники, в ответ на то, что же добавится к перечню предметов в последний год обучения. Сами учителя (как бы обидно и больно это не звучало) халатно относятся к своему же (!) предмету. Забываем неоправданно, глупо, неосознанно, а точнее сознательно роем себе могилу, могилу незнания в виде астрологии, мистики и других оккультных «наук». В этом кроется причина нашего кризиса образования, а в конечном итоге и кризиса нашего мировоззрения, которое неверно формируется, ещё начиная со школьной скамьи.
Астрономия, которая преподаётся только на последнем годе обучения и ведётся всего час в неделю (просто кощунственно по отношению к самой науке), тем не менее, играет огромную, мировоззренчески важную роль как предмет, формирующий и приводящий в систему все знания об окружающем Мире, полученные за время обучения в школе. Очень важно нам сегодня понять эту значимость, со всей серьёзностью подойти к проблеме, которая носит совсем не простой характер. Астрономия важна потому, что формирует научное мировоззрение учащихся, апеллирует не только к правильному, физическому восприятию окружающей материальной действительности, но и к философскому восприятию и осмыслению этой самой действительности, пониманию нашего места в грандиозной и величественной структуре Мегакосма, нашей связи с Метагалактикой. Очень важным в этой связи сейчас является вопрос об обучении школьников азам космологии – науки о происхождении и эволюции нашей Вселенной, которой в школьном учебнике отводится всего полпараграфа. А она самым непосредственным образом связана с общефилософскими знаниями о Вселенной. Это ведущее направление, которое должно разрабатываться в перспективе развития школьного курса астрономии. Оно давно уже было признанно в нём детерминирующим ведущими специалистами в области дидактики астрономии.[1] Выходя за пределы школы, наши выпускники не будут иметь возможности получить ещё где либо знания по астрономии, так как в институтах она естественно не преподаётся [2] и тот стандартный набор знаний, который даётся в школах останется с ними и во взрослой жизни, когда даже у взрослого человека «все познания в области астрономии сводятся к твёрдому убеждению о том, что Земля вращается вокруг Солнца» [3]. Поэтому очень важно именно в школьном курсе астрономии дать как можно больше, чтобы затем не было стыдно за то, что, живя в мире индустрии high tech люди даже знают где находится Солнечная система, доверяя при этом, всяким околонаучным «знаниям» типа гороскопов, прогнозов и предсказаний, которые сплошь и рядом выдаются сегодня за прописные истины.
Говоря об общих проблемах школьного астрономического образования, перечисление которых займёт не один лист, стоит, прежде всего, упомянуть об одночасовом преподавании предмета, который явно не удовлетворяет требованиям. За один час в неделю трудно вообще что-либо усвоить. Не совсем полный перечень излагаемых в школьном учебнике вопросов также является существенным недостатком. Так, некоторые проблемы не упомянуты вовсе, а некоторые изложены недостаточно подробно как хотелось бы. Полное отсутствие практического курса астрономии, который является в нём наиболее важным и т.д. Но самым, пожалуй, вопиющим недостатком, а точнее краеугольным камнем в преподавании астрономии является (только вдумайтесь!) халатное отношение к своему предмету самих преподавателей! С этим мы должны бесспорно бороться и добиваться понимания и осознания этого мягко сказать «недостатка» со стороны школьных учителей. А то, что с этим не только можно, но и нужно бороться должны понять не только учителя, но и министерство образования, на местных уровнях хотя бы городские отделы образования. В конечном итоге мы ведь воспитываем молодое поколение, за которое мы несём ответственность и которому жить в развивающемся Мире.
Примечания
1. См., например, «Земля и Вселенная», №1, 2000, №4 2002.
2. Приятно, однако, заметить, что в некоторых ВУЗах существует курс «концепций современного естествознания», преподаваемый для гуманитариев, в котором излагаются общекосмологические представления современности. Даются некоторые космологические теории. На технических специальностях, между тем, такого курса нет.
3. Панфилов Б. Встречи на затмениях. // Звездочёт №5-6 1999.