Научное Мировоззрение и специфичность познания.
Автор: Алекс Моисеев
… Вечереет. Тёплые летние сумерки отдают каким-то особым ароматом. Ароматом нежности, гармонии, чувством восхищения перед красотой и величием природы, чувством прекрасного. Огненный, кипучий шар искажённого атмосферной рефракцией могучего солнца, медленно и величаво закатывается за горизонт. Восточная его часть уже совсем тёмная, возвещает нам о приближающейся ночи, а западная, наполненная цветами от ярко-жёлтого до тёмно-синего всё ещё горит, продолжая радовать глаз. Настроившись на спокойный лад, запевают свою долгую песню сверчки, где-то вдалеке слышатся песни вечерних птиц. Где-то высоко, в глубине неба начинают зажигаться первые звёзды – предвестники ночи. И уже ясно можно угадать проступающие облики знакомых созвездий. Вот осенне-летний треугольник, вот Большая Медведица, а вот прячущийся в закатном свете Арктур...
У каждого из нас при виде этой идиллической картины начинает учащённо биться сердце, а душу захватывает невообразимый трепет, передающийся затем всему телу. Именно в такие минуты, осознаёшь, как могуча и величественна Вселенная вокруг нас и как ничтожно мал наш затерянный среди бесчисленного количества звёзд и галактик мирок.
Но настала пора, возвращаться с небес на Землю и трезво оценить (впрочем, всё равно субъективно) реальное положение вещей.
Пару слов сперва скажем о состоянии развития космической отрасли на сегодняшний день.
Итак, на момент окончания первого года нового тысячелетия, человечество достигло огромных (опять же на день сегодняшний) успехов. Наши корабли бороздят безграничные просторы космоса, наши космонавты живут и работают на орбите. Исследована Солнечная система, а также близлежащие звёзды и галактики (хотя даже они оставляют нам не мало загадок). Построены отвечающие требованиям времени телескопы и приборы, позволяющие заглянуть “далеко” в глубины космического пространства. Выведен на орбиту пока единственный космический телескоп и т. д. и т. п. Но все же полноценное “открытие” космоса пока не состоялось, однако, у нас ещё всё впереди.
Вместе с созданием средств исследования Вселенной, у человечества должно формироваться (оно и формируется) духовное, гуманистическое мировоззрение. А оно, как мне кажется, находится у нас сейчас в наименьшей степени развития. Наше потребительское отношение к Земле, которое уже “довело её до ручки”, начинает проявляться и к космосу. Воодушевлённые первыми успехами, мы готовы превратить космическое пространство в наш второй дом, причём в прямом смысле этого слова (с грязными и неубранными квартирами). Я обеими руками за освоение космоса, но не надо делать из него вторую Землю, хотя об этом позже.
Вернёмся к главной теме нашего разговора. Как я уже сказал, развитие и становление космонавтики в корне перевернуло наши представления о мире в целом. Мы стали по-другому смотреть на окружающую нас Вселенную. Ну а с появлением космологии и космогонии, давшей нам уникальный шанс заглянуть в прошлое и будущее Вселенной, люди обратили внимание на совсем новую и другую область познания – философскую. На ней давайте остановимся более подробнее.
Из общих философских и гносеологических аспектов выделим концепцию антропокосмизма, наибольшее развитие получившую с начала 70-х годов. “Антропокосмизм или социоантропокосмизм (социокосмизм) является важнейшей составной частью научного мировоззрения и отражает различные стороны во взаимоотношениях человека и космоса (космизации и социализации) в генетическом и структурном аспектах”. Данная концепция, обусловила переход во взаимоотношениях человека и космоса на качественно новый уровень. Связано это, прежде всего с развитием, как самого человечества, так и Вселенной вокруг него. Причем, как я уже говорил, с развитием не только техническим, но и духовным, социальным. Социальное же развитие, в свою очередь, представляет совместное, развитие человека и “охваченного его деятельностью космоса”. Вместе с концепцией антропокосмизма очень сильное развитие получила и экологическая проблема, так как загрязнение космоса различными продуктами деятельности космических станций и остатками спутников сейчас довольно велико. Однако, к сожалению, это мало кого волнует.
С антропокосмизмом содействуют также и такие понятия как гуманизация и гуманитаризация астрономии, выдвинутые в начале 80-х годов. Суть их заключается в том, чтобы рассматривать проблемы астрономии и космонавтики неразрывно с проблемами человечества, в том числе и экологическими. В данном случае, вопросы гуманизации и гуманитаризации связаны с концепцией антропокосмизма своим философским, эстетическим и социальном смыслом. Их подкрепляет также и общественное самосознание, равное сознанию вселенского разума, то есть нам с вами.
Ещё одним понятием, входящим в концепцию антропокосмизма является антропный принцип, предложенный ещё в 50-е годы российскими и зарубежными учёными. Кстати, он обосновывает не только различные мировоззренческие интерпретации, но и специфичность самой Вселенной, которую мы населяем. Вообще, проблемы, поднимаемые антропным принципом очень широки. К примеру: “Почему начальные условия эволюции Вселенной были именно такими, которые привели к наблюдаемой ныне космологической ситуации, а не иными?” Или: “Почему она (Вселенная) устроена и эволюционировала именно так, а не иначе?”. С ним же связаны и такие термины как: Ансамбль Вселенных, стохастичность, самоотбор и другие. Таким образом, антропный принцип органически согласуется с концепцией антропокосмизма в философском плане, а она, в свою очередь, с гносеологическими аспектами самого антропного принципа. Так и подошли мы с вами к одному из главных вопросов во взаимоотношениях человека и космоса – вопросу познания. Насколько познаваем наш мир? Как далеко мы сможем заглянуть в глубины Вселенной не только визуально, в окуляры телескопов, но и с помощью интеллекта, то есть философского восприятия действительности? Давайте сейчас попытаемся ответить на эти и другие вопросы, используя всё тот же антропный принцип. В заголовке данной статьи вы можете лицезреть слово сочетание специфичность познания. В чём же заключается эта специфичность? Частично, ответ здесь нам может дать именно антропный принцип. Точнее его концепция о множественности миров, в которой как нельзя лучше отображены гносеологические аспекты. Вот что пишет о них в своей работе “Антропные аргументы в современной космологии” кандидат философских наук И. Балашов (Вопросы философии 1988, №7): “Поскольку существование “наблюдателей” допускается лишь для определённых ограниченных комбинаций физических постоянных, подавляющее большинство миров в определённом смысле “непознаваемо” ввиду отсутствия в них “субъектов познания” Согласно данным словам, мы так ни когда и не сможем познать (в полном смысле этого слова) нашу Вселенную. Но у этого высказывания есть ещё и другой смысл. Если брать во внимание понятие “миры” как другие галактики, шаровые звёздные скопления или вообще другие Вселенные (наличие которых также предполагает антропный принцип), то, конечно, мы просто физически не сможем их познать ввиду значительной удалённости и гигантских размеров. Но если рассматривать это же понятие в виде Вселенной в целом, то познать её, как мне кажется можно, но в определённых рамках. Например, в рамках ближайших звёзд и экзопланет (они, кстати, могут дать(!) столько информации и загадок для исследования, что хватит на тысячу лет вперёд). Хотелось бы привести ещё одну гипотезу на тему познания. Согласно Х. Эверетту, любая система, в том числе Вселенная в целом, в каждом акте взаимодействия расщепляется на множество в равной степени реальных миров, но наблюдатель актуально находит себя лишь в одной из “ветвей” и поэтому воспринимает лишь один исход измерения. Здесь в сравнении с предыдущей, мы видим диаметрально противоположную точку зрения. В данном случае, на мой взгляд, познаваемость Вселенной ограничена психологией самого наблюдателя. Так, находясь в своём мире, он главным образом воспринимает лишь его, а уж потом задумывается о возможном существовании других миров. Это, как мне кажется, и является главной причиной, препятствующей расширению наших границ познания. Тут, в первую очередь, должно срабатывать наше философское видение мира, философское мировоззрение. Но, давайте теперь оставим поверхностно рассмотренный нами антропный принцип и продолжим повествование характеристикой некоторых философских понятий, составляющих, по моему мнению, современное научное мировоззрение человечества.
Как и всякое предположение, гипотеза, догадка, в особенности научная концепция антропокосмизма (в том числе мировоззрение) не претендует на абсолютную объективность и завершённость. Она очень сильно зависит от нашего чувственного и эмоционального восприятия. Взять хотя бы такое, уже упоминавшееся понятие как объективность и субъективность. Так как наше мировоззрение и не только научное не стоит на месте, мы не можем, да и не считаем его полноценным. В связи с постоянным развитием науки и техники оно непрерывно меняется и нельзя даже сказать, что будет завтра, не говоря уже про более длительный срок. Следовательно, мы не можем сказать, что наш взгляд на мир объективен, наоборот он субъективен, потому как сильно зависит от нашего сознания, восприятия и психологии. То же самое мы можем сказать и об истине, истине познания, понимания. Она относительна, так как мы ещё слишком многого не знаем, мы только начинаем познавать нашу Вселенную. Путь же к абсолютной истине бесконечен, как бесконечна и сама Вселенная. Истина движется, изменяется и происходит это постоянно, следовательно, истину мы должны рассматривать (в рамках нашего научного мировоззрения) как “процесс, движение от субъекта к объекту, то есть от человека, который только начинает познавать мир, ко всё более полному и точному познанию этого мира”.
А теперь перейдём к теме, затронутой в самом начале нашего разговора. Тема эта, на мой взгляд, неразрывно связана с нашим мировоззрением и существованием во Вселенной. Как вы уже конечно догадались, говорю я о техническом освоении космического пространства. Давайте порассуждаем немного и на эту тему, тем более что освоение космоса – главное и прямое следствие его познания.
В последнее время мы всё чаще можем слышать такие слова как: индустриализация, глобализация, технократизация, преобразование космоса. Это и не удивительно, так как человечество вступило в новый век, век развития науки (причём о космосе) и техники. Появляются новые технологии, новые средства “открытия” мира вокруг нас. Космонавтике всего 44 (считая, с запуска первого спутника), а мы уже задумываемся об экологических проблемах космоса, потому как задуматься есть над чем. Разве это не настораживает? А что тогда будет еще через полвека? Следуя не трудной логике можно предположить, что уже не “greenpeace”, а “greenspace” будет бить тревогу. Так зачем, спрашивается, нужно доводить космос до такого состояния? Не легче ли сейчас, пока еще не поздно (а может уже?) побеспокоится о его будущем? Оно в наших руках. Ко всему выше сказанному хотелось бы добавить, что сейчас рассматриваются варианты о (!) будущем преобразовании планет. Мне кажется, что такие идеи очень преждевременны, более того они не соответствуют нашим сегодняшним целям и стремлениям в познании космического пространства.
Ну и подводя некий итог всему выше сказанному о нашем научном и вообще общечеловеческом (а касается это всех и каждого без исключений) мировоззрении, о познании нами безграничных просторов Вселенной, о нашей связи с космосом хотелось бы сказать, что в нашу эру мы должны как никогда более интегрироваться в научный процесс, познания окружающего мира. При этом мы должны понимать, что познание должно основываться на глубоких философско-эстетических и нравственно-психологических понятиях, заключающих в себе комплексное и целостное представление об этом мире. На нашем этапе развития мы должны рассматривать планету Земля как органически связанную с остальной Вселенной частицу. Человек и космос едины. Описанная же в этой статье концепция антропокосмизма и её многочисленные составляющие, в основном философские, являют, по сути, то самое единство так необходимое нам, что бы выжить. Кстати и вопрос познания Вселенной станет намного яснее, если мы обратимся к концепции антропокосмизма. Но проблема такого познания и вообще нашего мировоззрения гораздо серьёзнее, чем может показаться на первый взгляд. Связано это, прежде всего с тем, что в последнее время мы стали забывать как о концепции антропокосмизма в частности, так и о роли познания, и об уровне нашего научного мировоззрения в целом. Не знаю почему, но в наше время стали реже выпускаться книги и брошюры на философские темы, в том числе и о космологии (а она самая, что ни на есть философская тема). Мы стали реже их видеть и на страницах научно-популярных журналов. А те, что были выпущены ещё в советские времена, полны откровенной пропагандой марксистско-ленинских теорий и концепций. Хотя не спорю, в них тоже есть своя доля правды, но все-таки сейчас мы нуждаемся в качественно новом подходе к вещам такого рода.
В общем и целом, наше научное мировоззрение и связанная с ней концепция антропокосмизма входят сейчас в совершенно новый, ранее не знакомый человечеству уровень, обретают новые очертания, новый смысл. И как никогда мы едины с нашей Вселенной, как никогда мы осознали, что зависимы от неё. Значит, чтобы понять больше, мы должны знать, что наше мировоззрение зависит только от нас и от того, как правильно мы его сформируем, на сколько разовьем, зависит наше будущее, будущее планеты Земля.